Психологическая готовность родителей

готовность родителей

Вот и приближается момент, когда детский сад гостеприимно распахнёт двери перед вашим ребёнком. Пройдена медкомиссия, закуплены по списку обновки, промаркированы вещи, закреплён рекомендуемый режим дня… Но, чем ближе назначенная дата, тем тревожнее становится на сердце — не рано ли, готов ли, справимся ли??? Сон бежит прочь, аппетит пропадает или наоборот, а малыш всё чувствует и тоже начинает тревожиться. Нервы на пределе, чем ближе назначенный день, тем острее переживания.

Как подготовиться родителям к поступлению ребёнка в детский сад?

О подготовке малышей и адаптационных мероприятиях мы говорили в предыдущей статье Адаптация к детскому саду.
Психологическая готовность родителей — не менее важный аспект адаптации ребёнка к детскому саду. Конечно, это имеет отношение не ко всем родителям. Не редко встречаются семьи, в которых дети, как будто, специально рождались для детского сада и мамы готовы сдать малыша в ясли сразу с 2-х месяцев (по «Закону об образовании»), как в камеру хранения. Понятно, если сложилась трудная жизненная ситуация, необходимо выйти на работу или ещё что-либо. Но,  чаще, это — обеспеченные домохозяйки, которые оооочень устали от своих чад и с радостью отдадут ребёнка 7х24, лишь регулярно получая по электронке сведения об успешном развитии малыша. Это особый случай для социального педагога и педагога — психолога ДОУ.

Вернёмся к ответственным родителям. Из письма читательницы:

… ребенку уже 1,4 планирую в 1,9 отдать в сад. Но жутко не готова сама. По распорядку дня мы прямо точь в точь идем по представленному Вами графику, а вот все остальное сложнее.. . И вообще очень привязаны мы с ней друг другу. Почти весь день только вдвоем. Подскажите, как мне настроиться и какие работы необходимо с ребенком проводить?

Основные шаги психологической подготовки

1.Сам факт осознания мамой необходимости настроиться самой — половина пути к успеху. Согласитесь, детский сад даёт, всё-таки, ряд преимуществ:

    • мама имеет возможность продолжить свой карьерный рост, самосовершенствование, развитие… Ведь, с рождением ребёнка, её жизнь не заканчивается. Да, теперь маленький человек постоянно будет находиться в зоне основного внимания, но, при этом, и вам самим нужно двигаться дальше, это заложено в природе человека.
    • ребёнок получает азы социализации и навыки коммуникаций. Человек — общественное существо. Постоянно находясь в окружении себе подобных, мы не можем молча отсиживаться в укромном уголке. Умение контактировать со сверстниками и взрослыми приходит с практикой и, соответственно, с опытом. Можно каждый вечер читать книжки про то, как ребята  и зверята дружат, но только одна игрушка на двоих даст бесценный навык продуктивного диалога.
    • в дошкольном образовательном учреждении работают компетентные специалисты и воспитатели, ведётся систематическое развитие по Образовательным программам с учётом возраста дошкольников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2. Важно зафиксировать — что именно Вас тревожит, какие вопросы чаще всего возникают, за что конкретно Вы переживаете. Это могут быть следующие направления:

  • здоровье;
  • поведение;
  • навыки самообслуживания;
  • личная острая привязанность;
  • недоверие к персоналу детского сада и так далее…

3. Определив основные пункты, начинайте собирать информацию: интернет в помощь, консультируйтесь с квалифицированными специалистами (одна бабушка сказала — не лучший источник!), пробуйте применять рекомендации, наблюдайте за результатом, корректируйте действия.

Несколько рекомендаций

Основным аспектом «здоровье» становится — укрепление иммунитета, закаливание, правильно подобранная одежда для прогулок и занятий физической культурой. Важно, чтобы ребёнок не вспотел, не замёрз, чтобы ему удобно и легко можно было двигаться на улице. Обувь должна быть удобной, застёжки практичными, рукавички не тесными. Особое внимание рациону питания. Меню в детских садах в строгом соответствии, но, при наличии аллергических реакций на отдельные продукты, нужно проконсультироваться с медиками и поставить в известность воспитателей группы.

адаптацияпитание

О «поведении»

 …Она у нас, как как-то сказал невролог — буйная. Громко кричит для привлечения внимания не угомонить никому кроме меня…

Когда невролог говорит — «буйная», это что за диагноз такой? А что тогда скажет детский психиатр? Конечно, определённые поведенческие реакции несомненно создадут ряд трудностей у окружения и воспитателей. В возрасте 1,5 лет громко кричать для привлечения внимания — частое явление. Речь ещё не достаточно развита, да и проще так… Мама же с полукрика  всё понимает и спешит выполнить. А, если не спешит, то можно добавить громкость и драматизм.  В этом случае рекомендуется постепенно вводить в круг общения новых людей. Первое время в Вашем присутствии и не на долго, постепенно увеличивая время контакта и Ваше отдаление. Таким образом ослабляется гипер привязанность и осваиваются новые приёмы установления контактов. Это не всегда проходит сразу легко, но главное — сохранять систематичность и этапность.

Навыки самообслуживания в каждом возрасте свои.

самообслуживание

Самообслуживание  способно резко поднять  самооценку ребёнка и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Именно в раннем возрасте начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. И происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

У детей третьего года жизни самообслуживание включает в себя  следующие навыки:

— приём пищи (есть ложкой, пить из чашки);

— раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

— гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

— опрятность (пользоваться горшком).

       Формированию этих навыков способствует воспитание и следующие психо-физические возможности:

— общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

— мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

— зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

— мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Начинать  надо именно с этих несложных умений. Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Недоверие к персоналу детского сада

«Кто предупреждён, тот — вооружён!»  На сайтах всех образовательных учреждений есть информация о педагогическом составе. Вы заранее можете узнать о своих воспитателях всё необходимое и лично с ними познакомиться. Предварительное общение с педагогами позволит войти в доверительный контакт и Вам и Вашему ребёнку. Познакомьтесь с групповым помещением и развивающей средой, организуйте ознакомительную прогулку на групповой площадке, с разрешения руководства.

В заключение.

Нас пугает неизвестность. Обозначьте свои страхи, соберите по ним информацию, выполните ряд простых и эффективных действий. Это и станет Вашей психологической подготовкой к поступлению ребёнка в дошкольное учреждение. Пусть детский сад станет не серьёзным испытанием, а очередным этапом к становлению Вашей личности и личности Вашего ребёнка. Это поможет в будущем успешно реализовать себя. Используйте эту возможность с умом и желанием.

И ещё один важный момент!

Зачастую проблемы с тяжёлой адаптацией являются вторичной выгодой . Оправдываясь «трудным привыканием » ребёнка к ДОУ, родители уходят от более серьёзных проблем. Обычно это связано с входом на постылую работу, шатким семейным положением… Почему работа стала ненавистной? Причин много: коллектив, начальник, плохие условия или низкая зарплата, недостаточная компетентность, отвыкли за длительный отпуск и так далее. Как сменить работу на лучшую или найти хорошее в том, что есть — это темы для следующих статей.

В любом случае, пока вы скрываетесь за проблемой «тяжело привыкает к саду», адаптация не станет легче и изначальная проблема не исчезнет, а, наоборот, дополнится больничными листами, нервными срывами, общей неудовлетворённостью.

Отдельные случаи осложнений в поведении дошкольников мы рассмотрим в следующих статьях.

Курсы повышения квалификации для педагогов — дистанционно
Профессия педагога требует постоянного совершенствования своих знаний. Наши дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов помогут добиться карьерного роста или найти работу по смежной специальности. Занятость в образовательной сфере не всегда оставляет время на стационарную форму обучения. Такой плотный график не должен стать причиной отказа от повышения квалификации. Дистанционное обучение в образовательном центре «Каменный город» даст нужные знания, которые помогут быстро добиться успеха.
https://bit.ly/2xhczkA

Адаптация к детскому саду
Как управлять своей судьбой

Comments

  1. Спасибо за статью, нашла много ответов на свои вопросы!

  2. Татьяна
    01.04.2018 - 16:53

    Но все равно очень страшно отправлять детей в садик! Что-то там будет!

    • Будет страшно, но не опасно. Страх проходит и остаются только будни и праздники. Нужно ли их наполнять страхом?

  3. Перечитываю за сегодня уже второй раз, и вдруг начинаю понимать, что главный страх это скорее всего мое не желание самой выйти на работу. Как то так, буду активно заниматься сайтом, глядишь и выходить не придется;))

    • Юля, отлично! Вы проникли в самую суть ситуации. А я добавлю ещё один абзац в статью. Случай не редкий)))

  4. Любовь
    01.04.2018 - 19:16

    Оказывается не только детей надо готовить к садику, а еще и родителей. Последнее скорее важнее.

  5. Оксана
    01.04.2018 - 21:08

    Я старшего без проблем отдала в сад в полтора года. А с младшим вот не знаю что делать. Мне необходимо чтобы всегда он был при мне, не могу без него. Да и он тоже мамсик такой, вечно обнимашки и целовашки . Будет тяжело нам((

    • Ответ в вопросе — «Мне необходимо чтобы всегда он был при мне, не могу без него.» Выбирайте кого жалеть — себя или ребёнка. Рано или поздно он будет вынужден оторваться от Вас. Это не угасит его нежных чувств к Вам, но будет ли он готов остаться с миром один на один, без Вашего присутствия?

  6. Наталья
    01.04.2018 - 21:09

    Хорошая статья. У меня внук в садик недавно пошел. Родители переживают ужасно. Особенно его частые простуды. Сами даже чаще болеть стали. Родители в группе общаются в WhatsApp. По-моему им там психолога не хватает — только заводят друг друга.

    • Да, к сожалению, все эти «группировки родителей» в социальных сетях чаще всего накаляют страсти, но не помогают… Конечно, не будет лишним пригласить в такую группу воспитателей и специалистов. Они помогут разобраться с массовой паникой и ответят на острые вопросы ещё до серьёзных неприятностей. Хотя, по моим наблюдениям, завсегдатаями таких «форумов» являются родители, которые только и могут, что сидеть в сети, вместо того, чтобы реально заняться воспитанием своего ребёнка или активного участия в жизни ДОУ, группы.

  7. Ирина С.
    02.04.2018 - 10:59

    Спасибо! Интересная статья. Полезная родителям с детьми.

  8. Хорошая статья в помощь мамочкам, некоторые действительно не готовы.

  9. 28 мая 2018 года в здании Общественной палаты ЧР состоялся Круглый стол на тему Мы все родом из детства . Организаторами мероприятия выступили АНО Женщины за развитие совместно с Уполномоченным по правам ребенка в ЧР.

  10. MasterRuipt
    19.09.2018 - 16:16

    Это – архетип родителя в виде священника, который прощает грехи, после чего человек, как и в детстве, испытывает облегчение, идет и живет дальше, до следующего «прегрешения», говорит Полищук. «Либо человек должен получить наказание и бессознательно ищет его, попадает в аварии, теряет деньги или здоровье, идет в бдсм-клубы, увлекается экстремальным спортом. Это сублимация, перенаправление энергии на какую-то параллельную тему для тех, кто с детства ощущает себя «плохим» и пытается это убрать, демонстрируя готовность умереть, раз он такой «плохой». Есть масса вариантов, как человек может пытаться избавиться от этого давящего внутреннего чувства. Страдания могут помочь – значит, он как бы очистился, избавился от чувства вины», – говорит психотерапевт

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *