Кризис

Кризис дошкольного возраста

С самого начала жизненного пути нас преследуют кризис за кризисом:

  • вот родился — первый вдох, первый крик, первый стресс и кризис готов;
  • вот от груди отлучили — новое питание, новые навыки, новые коммуникации — новый кризис;
  • мама на работу вышла — …;
  • папа из семьи ушёл… (ну, иногда так бывает);
  • тут и садик наступает…

Судьба полна сюрпризов и  неожиданностей для малыша.

Но, кроме ситуативных кризисов, у дошкольников авторитетно узаконены ещё и два возрастных кризиса:

  •  кризис трёх лет  и
  •  кризис семи лет . В последнее время наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика появляется уже в 5,5 лет, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет.

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Разберём подробнее.

Поэтапное развитие психического развития неминуемо сопровождается кризисными периодами. Происходит стремительное накопление знаний, умений и переход на более высокий уровень. Но прежде всего кризис трёхлетнего ребёнка – это ломка и перестройка социальных отношений. И это понятно.

Малыш растёт в уютной среде, созданной любящими родителями. Но постепенно ребёнок начинает осознавать, что он может выполнять некоторые действия сам, способен обойтись даже без помощи взрослых. Он начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Но дети ещё недостаточно компетентны и чаще всего без помощи взрослых им просто не обойтись. И тут возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу». Замечено, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Возрастные особенности детей 3 — 4 лет

 Ведущая потребность  — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребёнка.

 Ведущая деятельность  — игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.

 Ведущая функция  — восприятие.
Особенности возраста:
  1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я»
  2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
  3. Появление смысловой структуры сознания.
  4. Ребёнок добивается нового статуса, вследствие чего, проявляет упрямство и негативизм.
  5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
  6. Удерживает внимание 7-8 минут.
  7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
 Новообразования: 
  1. Усвоение первичных нравственных норм.
  2. Самооценка.
  3. Появление элементов партнёрского общения.

 

 Цели и задачи для взрослых: 
  1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении.
  2. Способствовать проявлению всех видов активности ребёнка.
  3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо — плохо.
  4. Формировать умение действовать по правилам.
  5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
  6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребёнка в процессе общения со взрослыми.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость). Наряду с этим появляются  специфические для данного возраста особенности : нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям – это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовский характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой : «захотел-сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал».

В старшем дошкольном возрасте

ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания, Появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего дошкольного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе – большие, а в детском саду – только малыши»), а также в желании выполнять поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.

 Рекомендации родителям 
 «Как справиться с кризисом семи лет»

Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно просто пережить, как любую другую детскую болезнь.

  1. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  2. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  3. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  4. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к знакомым, родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало
  5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

 

Носим силу в решете. Часть II

Comments

  1. Марго Марго
    12.10.2019 - 18:14

    Полезная статья)))а еще мне понравились иллюстрации)

    • Оглядываясь назад, пытаюсь вспомнить как проходили кризисы у моих детей… Похоже, у меня сейчас кризис полувековой памяти)))

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *