Адаптация к детскому саду
Актуальность вопросов адаптации в детском саду
Как педагог — психолог, я достаточно много времени уделяю адаптации вновь набранных малышей к детскому саду. Если ещё в конце прошлого века мало кто особо обращал внимание на этот аспект, то сегодня адаптация превратилась в целый комплекс мероприятий всех участников процесса.
Во времена моего детства родители приводили детей в ясли, иногда отрывая от себя орущего ребёнка, и убегали на работу до вечера. Спустя несколько дней малыш обречённо входил в обычный ритм сада и проблема была как бы решена.
![]() |
Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста. Елена Файзуллаева, Ирина Лыкова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-4310-0286-1 |
Современный ритм жизни накладывает особый отпечаток на формирование личностных качеств дошколят. Двухлетний малыш легко управляется с маминым смартфоном и быстро находит на YouTube любимые каналы , но на простую коммуникацию со сверстником или на обращение к взрослому не способен. Многие дети не приучены ходить без подгузников и проситься на горшок, есть пищу, не перемолотую блендером и укладываться спать в тихий час…
Условно определены следующие уровни адаптации:
Соответственно, и уровень адаптированности можно определить, как:
В среднем, на период адаптации отводится примерно 60 дней. Кто-то может перестроиться быстрее, а кому-то и года мало. В таких случаях рекомендуется отложить посещение детского сада на некоторое время. В моей практике был случай, когда ребёнок не мог адаптироваться в младшей группе и за 3 месяца (дольше мучить малыша уже не было смысла), но с радостью пришёл в сад в старшие группы и успешно выпустился в школу.
Тяжёлая адаптация определяется несколькими параметрами:
- поведенческие — бурный отказ идти или оставаться в детском саду, ребёнок громко кричит, не отпускает родителей, бьётся в истерике. В таком состоянии сложно его как-то отвлечь или успокоить. Даже, если воспитатель принимает малыша и уводит в группу, он продолжает ярко демонстрировать протестное поведение ещё долгое время. Это повторяется изо дня в день.
- физиологические — нарушается сон, отказ от приёма пищи в саду или рвотный рефлекс, недержание мочи, различные кожные раздражения, появляются неконтролируемые навязчивые движения, пропадает речь…
- медицинские — обостряются хронические заболевания, а их сейчас у малышей достаточно; ребёнок начинает часто и долго болеть. Прсихосоматика и ослабленный стрессом иммунитет обеспечивают родителям стабильный больничный по уходу за ребёнком.
В свою очередь и адаптированность может быть разной. Одни дети быстро и легко входят в общий ритм жизни в ДОУ, другие — постепенно осваивают основные навыки существования в новом социуме, а некоторые — так и продолжают испытывать дискомфорт от новых условий ещё продолжительное время.
Когда лучше начинать подготавливать ребёнка к детскому саду?
Сразу хочу отметить — готовиться не только ребёнок! Вся семья, всё его окружение вступает в новую форму жизни. Обычно, поступление малыша в детский сад связано с выходом мамы на работу после длительного отпуска по уходу за ребёнком. Перестраиваться начинают, в первую очередь — взрослые. Это им надо начинать привыкать к ранним подъёмам, осваивать приготовление быстрых завтраков, к самоорганизации. Ведь, мало разбудить, собрать и отправить малыша в детский сад, надо ещё и самим собраться, настроиться на рабочий день. В случае выхода на работу и у вас начинается период адаптации. Дети очень чувствительны к любым переменам не только в распорядке дня, но даже в настроении родителей. Волнуетесь вы — тревожится ребёнок. Он может проявлять свою тревогу в непривычном для вас поведении. В этом случае не стоит откладывать подготовительные мероприятия на потом. За день до сада мало, к чему можно подготовиться, это не экзамен по сопромату… А осложнения в адаптации могут быть куда серьёзнее, чем на пару месяцев раньше.
Поэтому мягкую перестройку на новый лад рекомендуется начинать заранее — за 2 — 3 месяца. Считается, что лучше всего дети привыкают к детскому саду в возрасте двух — трёх лет. Помимо переходного периода взросления «Кризис 3-х лет», одновременно произойдёт и адаптация к условиям ДОУ.
Режим дня дошкольного образовательного учреждения составлен в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. ) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«. Этот документ регулярно обновляется и дополняется. В нём отражены основные аспекты содержания воспитанников в ДОУ и учтен все жизненно важные потребности детей. Скорее всего, вы с первых дней жизни вашего ребёнка придерживались определённых закономерностей ухода за малышом, исходя из его индивидуальных особенностей. Но в детском саду собираются сразу много разных детей. У каждого свои особенности и, уже сложившиеся, привычки. И далеко не все родители начинают заранее готовиться к этому событию.
Как подготовить ребёнка к детскому саду?
Перечислим основные направления подготовки.
1.Смиритесь. Прежде всего, именно родителям нужно принять для себя мысль о том, что ваше любимое чудо будет находиться далеко от вас почти весь день и пять дней в неделю. Да, будут трудности и неожиданности, но, не смотря на работу квалифицированного персонала, малышу придётся многое осваивать самостоятельно и с разной степенью успешности.
2.Режим дня.
Все мероприятия и события в дошкольном учреждении происходят исключительно с учётом режима для, составленного для каждой возрастной категории. Эту информацию вы можете получить на сайте вашего будущего дошкольного учреждения. Примерно режим дня в первой младшей группе может быть таким:
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 06.30 — 07.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием детей, самостоятельная деятельность | 07.00 — 08.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.00 — 08.20 |
Самостоятельная деятельность | 08.20 — 09.00 |
Занятия по группам | 08.30 — 08.45 — 09.00 |
Подготовка к прогулке | 09.00 — 09.20 |
Прогулка | 09.20 — 11.20 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11.20 — 12.20 |
Обед | 11.45 — 12.20 |
Спокойные игры, подготовка ко сну | 12.00 — 12.30 |
Дневной сон | 12.30 — 15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.15 — 15.25 |
Самостоятельная деятельность | 15.25 — 16.15 |
Занятия по группам | 15.45 — 16.00 — 16.15 |
Подготовка к прогулке | 16.15 — 16.30 |
Прогулка | 16.30 — … |
Основные режимные моменты: приём пищи, обеденный сон, прогулка.
3. Питание.
В каждом дошкольном образовательном учреждение детей кормят по утверждённому меню. Название блюд может меняться, но состав пищи и технология приготовления в строгом соответствии с установленными нормами и требованиями. Контролируется норма выдачи каждой порции, температура подачи, сервировка стола… Важно, чтобы к моменту поступления ребёнок умел пережевывать пищу самостоятельно, пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитатель и помощник помогут измельчить крупные фрагменты пищи в тарелке на мелкие кусочки, но блендеры в саду не используются. На первых порах необходимо пользоваться нагрудниками, малыши часто обливаются и размазывают еду по одежде. Не все дети терпят слюнявчики, и переодеваться после каждого приёма пищи, тоже. Обратите на это внимание. Все, даже самые аккуратные малыши, в новой обстановке могут нести ложку мимо рта.
4. Температурный режим.
Опять же, в соответствии с действующими СанПиН, в каждом помещении детского сада установлен определённый режим проветривания, температуры и влажности воздуха. Узнать эти параметры вы можете в медицинском кабинете вашего предполагаемого ДОУ или непосредственно у воспитателя группы. Во многих детских садах практикуются оздоровительные и закаливающие процедуры, обеденный сон без пижам и так далее. Об этом вы можете узнать на предварительном родительском собрании будущих дошколят или, опять же, у воспитателя группы.
5. Коммуникативные навыки.
Если родители привыкли понимать своего ребёнка с первого звука и предугадывать все его желания, то в саду ему придётся научиться контактировать как с другими взрослыми, так и с группой сверстников. Самое простое — криком привлечь внимание воспитателя или силой отобрать понравившуюся игрушку у товарища, или одиноко сидеть в уголочке пока возятся с другими. Поэтому очень полезно будет научить малыша обращать внимание взрослого словом, жестом; установлению дружественного контакта с такими же детьми в игре, взаимопомощи и немножко усидчивости. Детей много, воспитатель — один, помощь нужна всем. На что ребёнок может отвлечься, пока до него дойдёт очередь? Попробовать самостоятельно обуться или застегнуть пуговичку, помочь соседке снять колготки… Конечно, этому всему они будут учиться в уже в саду, но раннее освоение именно этих, простых для нас — взрослых, и непосильных, на первых порах, для малышей, действий, во многом облегчит адаптацию. Для отработки этих навыков стоит уделить внимание на совместные прогулки на детских площадках, где мамы не листают новости, сидя на скамеечке, а направляют и развивают игры детей в общей песочнице и в других детских центрах.
6. Укрепление здоровья.
Придя в сад, ребёнок попадает в новую среду, наполненную новыми для него вирусами, бактериями и прочими факторами. Несмотря на соблюдение всех санитарно — гигиенических требований, все дети приходят из разных мест и каждый несёт свою микросреду. Укрепление иммунитета — важный аспект подготовки к детскому саду. Детальную консультацию вы можете получить у вашего педиатра. Важно обратить внимание на гардероб дошкольника: как он одет на прогулке, что он носит в группе, в чём он спит, достаточно ли сменной одежды, удобная ли обувь…
7. Адаптационный режим.
Первые дни рекомендуется оставлять ребёнка в группе на 2 часа, постепенно добавляя время и мероприятия. Сначала подготовка к завтраку, завтрак, игры. Потом постепенно добавляется второй завтрак, прогулка, обед и, наконец, тихий час. Рабочий день разбивается по два часа и в каждый период этого времени можно объединить небольшие группы детей по 4 — 6 человек. Постепенно, по мере адаптации к этим группам добавляют новых малышей. Если сад принимает детей круглогодично, то система адаптации может выстраиваться по другому сценарию.
Учитывая предложенные рекомендации, вы сможете качественно подготовить вашего ребёнка к детскому саду и адаптация пройдёт легко. Рядом с ним в ДОУ будут находиться компетентные специалисты. Они помогут привыкнуть к саду и освоиться малышу в новых условиях. Но большая часть ответственности всегда ложится на родителей.
Не надейтесь на случай, возьмите ситуацию в свои руки и у вашего малыша всё получится!
Алла
28.03.2018 - 11:42
Дельная инструкция, благо мы прошли всё это уже, было как-то легко, моим детям нравилось в саду.
admin
28.03.2018 - 13:16
Хорошо, когда система домашнего воспитания гармонично сочетается с садом. Тогда дети, конечно, идут с большим желанием.
Анастасия
28.03.2018 - 13:10
Все верно, все дети по-разному адаптируются. Старший тяжело привыкал, а младший за неделю освоился, но он более общительный, чем его брат.
admin
28.03.2018 - 13:14
Возможно, он достаточно хорошо развил коммуникативные навыки в общении со старшим. Это большая помощь.
Анастасия
28.03.2018 - 17:29
Детей нужно развивать и делать это постоянно) Думаю, что готова уже стать матерью, но с другой стороны считаю, что пока рановато)
Людмила
29.03.2018 - 13:53
Я из тез мам,мы которой дети сразу пошли в сад без подготовительной адаптации. Воспитатели косо смотрели на меня. Но по времени у меня небыло на это времени. Была работа и в 1,5 года пришлось отдать срочно отдать дочку в садик.За неделю она вошла ритм. А с младшей ещё жесче. Пошла в три за рубежом с садик. Как в первый день в школьный автобус посадила и уже второй год без меня уезжает и возвращается из садика. Так и прошла адаптация так называемая мимо нас
Татьяна
29.03.2018 - 16:12
Все зависит от родителей, их ответсственности. Последнее время часто слышу: Вот пойдет в сад — там его\ее всему научат! И потом наблюдаешь рыдающих детей в 7 утра, которых «тащат» за руку в садик. В-первую очередь надо воспитывать родителей, начиная с начала беременности. Тогда можно будет и к садику правильно подготовить ребенка.
Юлия
29.03.2018 - 18:49
Мне Ваша статья прям в руки, ребенку уже 1,4 планирую в 1,9 отдать в сад. Но жутко не готова сама. По распорядку дня мы прямо точь вточь идем по представленному Вам графику, а вот все остальное сложнее. Она у нас, как как-то сказал невролог — буйная. Громко кричит для привлечения внимания не угомонить никому кроме меня. И вообще очень привязаны мы с ней друг другу. Почти весь день только вдвоем. Подскажите, как мне настроиться и каике работы необходимо с ребенком проводить?
admin
31.03.2018 - 23:04
Юлия, я постаралась дать общие рекомендации в статье http://psycho-hygiene.ru/rekomendacii/psihologicheskaya-gotovnost-roditelej.html#more-390
Виктория
29.03.2018 - 19:21
Прекрасная статья! Нужная информация для всех родителей. Насколько верно подметил автор «готовиться не только ребёнок! Вся семья, всё его окружение вступает в новую форму жизни. ».
Irina Svyrydova
29.03.2018 - 20:39
Отличная статья! Очень полезная информация!
Наталья
30.03.2018 - 07:52
Внук осенью пошел в сад, и за полгода отходил не больше месяца. Бесконечные инфекции. Родители часто приводят откровенно больных детей, с температурой, кашлем, поносом. Когда я водила с сад дочь, такого не было. Похоже, изменились требования или сократили медперсонал?
admin
30.03.2018 - 10:27
Родители пошли безответственные, прекрасно знают состояние своего ребёнка, но настойчиво ведут в сад.
Елена
30.03.2018 - 12:44
Раньше об этом не писали. Хорошо, что Вы открываете для многих такие темы!
Любовь
09.05.2018 - 22:47
Моя сотрудница, объясняет сыну что это его работа. Вечером два раза внеделю посещают центр для развития детей. Малыш не хочет ехать капризничает: — Я уже был на работе, пошли домой. Та ему в ответ: папа вечерами на шабашку ходит? Ходит. Так вот это твоя шабашка. Привыкай. У каждого свой подход к решению проблемы.